60-е годы

В районном центре п. Опарино в сороковые годы XIX века был открыт детский дом. В марте 1960 года было принято решение перепрофилировать данное учреждение во вспомогательную школу-интернат. Дети-сироты были отправлены в другие детские дома, а в школу привозили детей из средних школ Опаринского и соседних районов, которые не справлялись с учёбой или у них было плохое поведение.

01 сентября 1960 года на базе Опаринского детского дома Мурашинского района открыто образовательное учреждение Вспомогательная школа для умственно отсталых детей на основании распоряжения Кировского Исполкома Облсовета  п. 159 от 28 июля 1960 года.

Первым директором школы был назначен Семенищев Николай Поликарпович, который уже имел опыт организации вспомогательных школ-интернатов.

В течение первых лет обустраивались классы-группы. Для обустройства школы-интерната из г. Кирова привозили парты в разобранном виде, учителя и воспитатели сами их собирали. Первый этаж здания занимали спальные комнаты, кабинет медика и логопеда. На втором располагались классы, учительская, кабинет директора. Через дорогу разместилась библиотека и кабинет швейного дела, рядом - столярные мастерские. Территория школы была огорожена, потому что в то время вспомогательная школа была школой закрытого типа.

Первое здание школы-интерната, пер. Пионерский, 5

Педагогический коллектив менялся часто, особенно воспитатели. Первыми преподавателями были Игорь Иванович Трубин, Анатолий Фёдорович Овчаренко, Пётр Иванович Елькин, Валентина Степановна Дударева, Александра Михайловна Утенкова, Валентина Михайловна Нейман, Тамара Васильевна Муравьёва, Елизавета Ивановна Касьянова, Александр Иванович Гладышев и другие.

Коллектив школы-интерната, фото 2.07.1962 г.

Коллектив школы-интерната в 1965 г.

У нового педагогического коллектива школы-интерната в 60-е годы не было опыта работы с умственно отсталыми детьми, "всё приходилось придумывать самим". Из воспоминаний З. А. Диевой: "Например, было организовано соревнование между классами и это помогало сплачивать коллектив ребят и педагогов. Особенно старались добиваться дисциплины среди учеников. Дети везде ходили только за руку строем. Линейки проводились утром и вечером. Утренний подъём и выход на гимнастику был под барабан. Зарядку делали все вместе - дети, воспитатели во главе с завучем. За два года школа стала показательной, на базе школы проводились семинары руководителей вспомогательных школ. Учителя проводили открытые уроки, к которым готовились как к праздникам. Учителя посещали уроки коллег, затем на методобъединениях анализировали их, то есть учились сами на своём опыте".

На уроке

В то время в школе обучались дети со все Кировской области, даже были из Вятских Полян. Дети, проживающие в Опарино, жили в школе-интернате до выходных, отпускали их на выходные только с родителями. В классах-группах было по 23-24 человека, в спальнях - по 20 детей. Детей приучали к труду: воду в школу носили из колодца, мыли полы, вместе со взрослыми заготовляли дрова для печей и сено для лошади. Директор школы Елькин П. И. (1965-1976 г.г.) перед каждой сменой устраивал пятиминутки, на которых говорил об ответственности за жизнь и сохранность здоровья детей.

Во времена своего директорства Пётр Иванович организовал посадку яблоневого сада вокруг школы - было посажено 60 яблонь. В школе в то время был организован хор учителей и воспитателей, с выступлениями педагоги ездили в другие населённые пункты, участвовали в районных смотрах-конкурсах.

14  января 1967 года учреждение имеет наименование - Опаринская вспомогательная общеобразо­вательная школа-интернат Опаринского районного управления образования п Опарино, в связи с образованием Опаринского района.

Вернуться назад